Керамический гранит

Как уже отмечалось в предыдущих статьях, керамогранит может применяться как для интерьерной, так и для экстерьерной отделки. При использовании керамогранита для отделки зданий с вентилируемым фасадом стоит учитывать определенные нюансы. Если весь фасад делается из керамогранита, то качество конкретных элементов не имеет принципиального значения. Совершенно не обязательно использовать по всей площади дорогие виды плит, потому что на высоте весь материал сливается и по цвету, и по фактуре, и не имеет значение — расцветка ли это «соль-перец» или «под мрамор», полированный керамогранит или нет. Соответственно, тратиться на более дорогой материал непрактично.

Другое дело, когда облицовка фасада находится на уровне головы человека, — это так называемые входные группы либо цоколи здания. Архитекторы чаще всего уделяют этим местам больше внимания. Здесь используют более дорогие материалы (в частности, итальянские) и плиты не только стандартного размера 30х30 см, но и более толстые 3-сантиметровые, размером 1200х680 см. Во-первых, такие плиты более эффектно и «богато» смотрятся. А во-вторых, (и это особенно важно для материалов входных групп), они обладают значительно большим запасом прочности. Обладая всеми достоинствами керамогранита (пыле-, грязе-, влагостойкость, самоочищаемость, защиту от болезнетворных бактерий, легкую заменяемость), они имеют еще и очень высокий уровень антивандальной защиты.

Входные группы, кроме того, что они на виду, еще и более подвержены внешним воздействиям. Главная нагрузка именно здесь, где идет основной поток людей. Как правило, самые неэстетичные места — это входы и выходы: плитка (если использовалась она) отваливается или расколота, а если и цела, то уж стерта до невозможности определить рисунок. Керамогранит, вследствие его износостойкости, будет оптимален в этом случае, но и среди таких плит должны быть использованы самые лучшие.

Для наглядной демонстрации достоинств керамогранита существуют тесты на истирание. Берут плитку, замеряют ее массу, затем плитку обрабатывают абразивным кругом, причем, с добавлением песка и влаги. Цикл включает 30-40 вращений по несколько секунд. После этого испытуемый материал взвешивают и высчитывают процент истираемости. Плита керамического гранита, в зависимости от типа и производителя, выдерживает до полного истирания от 6 до 12 млн циклов. Ни один натуральный камень не имеет таких показателей. Материал, применяемый в нашем климате, должен быть не только износостойким, но и нескользким. Поэтому полированный керамогранит использовать нельзя: при попадании на него влаги он становится чрезвычайно травматичным. Рекомендуется применять антислиповый материал (от английского to slip — скользить). Для этого либо наносят специальные насечки на плитах, либо при прессовании делают выпуклости, и плитка получается рифленой.

Такие плиты — шершавые и нескользящие. Именно из этого материала обычно делают ступени, коридоры и другие элементы входных групп. Здесь наиболее правильно использовать комбинированный вариант мощения: по бокам от основной дороги укладывают полированный гранит, а центр мостят неполированным.

Очень важный аспект — клей для укладки. Этот вопрос требует особого внимания в любом случае, но при устройстве входных групп его значение становится определяющим. Неправильно выбранный клей — это самая большая (и, к сожалению, наиболее часто допускаемая) ошибка, при работе с керамическим гранитом.

Одно из главных преимуществ керамогранита — его низкое водопоглощение — оборачивается большим недостатком для строителей, укладывать его на дешевый клей или, тем более, на обычный цемент — нельзя. Отталкивая воду, такая плитка не впитывает и цементное молоко, которое является склеивающим веществом. Таким образом, при использовании цемента под плитами образуются пустоты, которые не позволяют им держаться плотно.

Если площадь облицовки велика, то плитка отваливается не сразу, но в любой входной группе, где идут постоянные нагрузки: цемент, застывший до твердого и абсолютно неэластичного состояния, начинает через какое-то время разрушаться. Одновременно к этому процессу подключается вода, проникающая через все швы, и плитка начинает с катастрофической быстротой раскалываться и отваливаться.

Поэтому, если даже клиент очень хочет сэкономить, недорогой клей использовать на входные группы недопустимо; профессионалы настоятельно рекомендуют использовать клей класса «супер» (LITOFLEX K80; KERABOND; VETONIT; SOPRA; ATLAS), имеющий в своем составе эпоксидные смолы. Такой клей не позволяет образовываться пустотам и имеет определенную эластичность. При больших нагрузках материал начинает амортизировать и не колется.

Как с точки зрения экономии, так и с точки зрения дизайнерских решений, интересен опыт строительства сети крупных магазинов. Здесь все входные группы и места основных потоков движения делают из более дорогого материала — чаще всего, итальянского; остальное — из более экономичной плитки отечественного производства. Здесь очень важен психологический момент. Клиент, входя на шикарную лестницу из дорогого материала, сознательно или подсознательно отмечает высокий уровень отделки посещаемого места. Дальше, находясь внутри торговых залов, он уже не смотрит на пол, поскольку его внимание занимают совсем другие вещи.

Экономия от совмещения различных типов плитки может быть весьма ощутимой. Например, плитка Estima стоит порядка $9 м2, а самая дешевая итальянская плитка — от $12-15. Пять долларов разницы при значительных площадях (около 20 тыс. м2) выливаются в очень серьезную сумму.

И последний аргумент, о котором, впрочем, тоже говорилось в прошлых статьях — это неограниченные возможности рисунков, причем, рисунков сквозных, которые стираются только вместе с плитками. Даже те, кто ни разу не посещал крупные учреждения, в голливудских фильмах могли видеть различные картинки на входе. Это как раз та самая технология. Наличие такого украшения на полу тоже много говорит о материальном уровне обитателей здания. Такие панно используют все чаще и чаще. Правда, и стоить этот элемент входных групп может соответственно — от $600 (если используют стандартные элементы картинок, заложенные в станок) до нескольких десятков тысяч долларов — для масштабных, сложных и эксклюзивных рисунков.

Случайное фото

Иосиф Бродский