На выставке Карла Вейлинка

Опубликовано в Стихотворения и поэмы

      Аде Стреве

      I

      Почти пейзаж. Количество фигур,
      в нем возникающих, идет на убыль
      с наплывом статуй. Мрамор белокур,
      как наизнанку вывернутый уголь,
      и местность мнится северной. Плато;
      гиперборей, взъерошивший капусту.
      Все так горизонтально, что никто
      вас не прижмет к взволнованному бюсту.

      II

      Возможно, это - будущее. Фон
      раскаяния. Мести сослуживцу.
      Глухого, но отчетливого "вон!".
      Внезапного приема джиу-джитсу.
      И это - город будущего. Сад,
      чьи заросли рассматриваешь в оба,
      как ящерица в тропиках - фасад
      гостиницы. Тем паче - небоскреба.

      III

      Возможно также - прошлое. Предел
      отчаяния. Общая вершина.
      Глаголы в длинной очереди к "л".
      Улегшаяся буря крепдешина.
      И это - царство прошлого. Тропы,
      заглохнувшей в действительности. Лужи,
      хранящей отраженья. Скорлупы,
      увиденной яичницей снаружи.

      IV

      Бесспорно - перспектива. Календарь.
      Верней, из воспалившихся гортаней
      туннель в психологическую даль,
      свободную от наших очертаний.
      И голосу, подробнее, чем взор,
      знакомому с ландшафтом неуспеха,
      сподручней выбрать большее из зол
      в расчете на чувствительное эхо.

      V

      Возможно - натюрморт. Издалека
      все, в рамку заключенное, частично
      мертво и неподвижно. Облака.
      Река. Над ней кружащаяся птичка.
      Равнина. Часто именно она,
      принять другую форму не умея,
      становится добычей полотна,
      открытки, оправданьем Птоломея.

      VI

      Возможно - зебра моря или тигр.
      Смесь скинутого платья и преграды
      облизывает щиколотки икр
      к загару неспособной балюстрады,
      и время, мнится, к вечеру. Жара;
      сняв потный молот с пылкой наковальни,
      настойчивое соло комара
      кончается овациями спальни.

      VII

      Возможно - декорация. Дают
      "Причины Нечувствительность к Разлуке
      со Следствием". Приветствуя уют,
      певцы не столь нежны, сколь близоруки,
      и "до" звучит как временное "от".
      Блестящее, как капля из-под крана,
      вибрируя, над проволокой нот
      парит лунообразное сопрано.

      VIII

      Бесспорно, что - портрет, но без прикрас:
      поверхность, чьи землистые оттенки
      естественно приковывают глаз,
      тем более - поставленного к стенке.
      Поодаль, как уступка белизне,
      клубятся, сбившись в тучу, олимпийцы,
      спиною чуя брошенный извне
      взгляд живописца - взгляд самоубийцы.

      IV

      Что, в сущности, и есть автопортрет.
      Шаг в сторону от собственного тела,
      повернутый к вам в профиль табурет,
      вид издали на жизнь, что пролетела.
      Вот это и зовется "мастерство":
      способность не страшиться процедуры
      небытия - как формы своего
      отсутствия, списав его с натуры.

      1984


Случайное фото

Иосиф Бродский