Назидание

Опубликовано в Стихотворения и поэмы

      I

      Путешествуя в Азии, ночуя в чужих домах,
      в избах, банях, лабазах - в бревенчатых теремах,
      чьи копченые стекла держат простор в узде,
      укрывайся тулупом и норови везде
      лечь головою в угол, ибо в углу трудней
      взмахнуть - притом в темноте - топором над ней,
      отяжелевшей от давеча выпитого, и аккурат
      зарубить тебя насмерть. Вписывай круг в квадрат.

      II

      Бойся широкой скулы, включая луну, рябой
      кожи щеки; предпочитай карему голубой
      глаз - особенно если дорога заводит в лес,
      в чащу. Вообще в глазах главное - их разрез,
      так как в последний миг лучше увидеть то,
      что - хотя холодней - прозрачнее, чем пальто,
      ибо лед может треснуть, и в полынье
      лучше барахтаться, чем в вязком, как мед, вранье.

      III

      Всегда выбирай избу, где во дворе висят
      пеленки. Якшайся лишь с теми, которым под пятьдесят.
      Мужик в этом возрасте знает достаточно о судьбе,
      чтоб приписать за твой счет что-то еще себе;
      то же самое - баба. Прячь деньги в воротнике
      шубы; а если ты странствуешь налегке -
      в брючине ниже колена, но не в сапог: найдут.
      В Азии сапоги - первое, что крадут.

      IV

      В горах продвигайся медленно; нужно ползти - ползи.
      Величественные издалека, бессмысленные вблизи,
      горы есть форма поверхности, поставленной на попа,
      и кажущаяся горизонтальной вьющаяся тропа
      в сущности вертикальна. Лежа в горах - стоишь,
      стоя - лежишь, доказывая, что, лишь
      падая, ты независим. Так побеждают страх,
      головокруженье над пропастью либо восторг в горах.

      V

      Не откликайся на "Эй, паря!" Будь глух и нем.
      Даже зная язык, не говори на нем.
      Старайся не выделяться - в профиль, анфас; порой
      просто не мой лица. И когда пилой
      режут горло собаке, не морщься. Куря, гаси
      папиросу в плевке. Что до вещей, носи
      серое, цвета земли; в особенности - бель?,
      чтоб уменьшить соблазн тебя закопать в нее.

      VI

      Остановившись в пустыне, складывай из камней
      стрелу, чтоб, внезапно проснувшись, тотчас узнать по ней,
      в каком направленьи двигаться. Демоны по ночам
      в пустыне терзают путника. Внемлющий их речам
      может легко заблудиться: шаг в сторону - и кранты.
      Призраки, духи, демоны - дома в пустыне. Ты
      сам убедишься в этом, песком шурша,
      когда от тебя останется тоже одна душа.

      VII

      Никто никогда ничего не знает наверняка.
      Глядя в широкую, плотную спину проводника,
      думай, что смотришь в будущее, и держись
      от него по возможности на расстояньи. Жизнь
      в сущности есть расстояние - между сегодня и
      завтра, иначе - будущим. И убыстрять свои
      шаги стоит, только ежели кто гонится по тропе
      сзади: убийца, грабители, прошлое и т. п.

      VIII

      В кислом духе тряпья, в запахе кизяка
      цени равнодушье вещи к взгляду издалека
      и сам теряй очертанья, недосягаем для
      бинокля, воспоминаний, жандарма или рубля.
      Кашляя в пыльном облаке, чавкая по грязи,
      какая разница, чем окажешься ты вблизи?
      Даже еще и лучше, что человек с ножом
      о тебе не успеет подумать как о чужом.

      IX

      Реки в Азии выглядят длинней, чем в других частях
      света, богаче аллювием, то есть - мутней; в горстях,
      когда из них зачерпнешь, остается ил,
      и пьющий из них сокрушается после о том, что пил.
      Не доверяй отраженью. Переплывай на ту
      сторону только на сбитом тобою самим плоту.
      Знай, что отблеск костра ночью на берегу,
      вниз по реке скользя, выдаст тебя врагу.

      X

      В письмах из этих мест не сообщай о том,
      с чем столкнулся в пути. Но, шелестя листом,
      повествуй о себе, о чувствах и проч. - письмо
      могут перехватить. И вообще само
      перемещенье пера вдоль по бумаге есть
      увеличенье разрыва с теми, с кем больше сесть
      или лечь не удастся, с кем - вопреки письму -
      ты уже не увидишься. Все равно, почему.

      XI

      Когда ты стоишь один на пустом плоскогорьи, под
      бездонным куполом Азии, в чьей синеве пилот
      или ангел разводит изредка свой крахмал;
      когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал,
      помни: пространство, которому, кажется, ничего
      не нужно, на самом деле нуждается сильно во
      взгляде со стороны, в критерии пустоты.
      И сослужить эту службу способен только ты.

      1987


Случайное фото

Иосиф Бродский